Сверление рельса

Сверление отверстий в шейке рельса под стыковые болты, штепсельные соединители и дроссельные перемычки — базовая операция при строительстве, ремонте и текущем содержании железнодорожных путей.

Для сверления отверстий в рельсах применяются специальные рельсосверлильные станки и режущий инструмент. Завод «Кубаньжелдормаш» является основным производителем бензиновых, электрических и аккумуляторных рельсосверлильных станков и машин для сверления рельс всех типов. Рельсосверлильный станок — это классический путевой инструмент для сверления отверстий под стыковые болты в рельсах.

Технология сверления рельс на железных дорогах

По концам звеньев, рельсовых плетей и уравнительных рельсов бесстыкового пути сверлятся три болтовых отверстия под стыковую накладку с шестью отверстиями или два болтовых отверстия под стыковую накладку с четырьмя отверстиями. Отверстия сверлятся по схеме, соответствующей типу рельсов: рельсы Р75 и Р65 — диаметр 36 мм, рельс Р50 — диаметр 34 мм.

Технология сверления рельса допускает отклонение по диаметру отверстия не более 1мм (±0,7мм), отклонение по расстоянию от торца рельса до центра болтового отверстия также не должно превышать 1 мм (±0,7мм). На кромках болтового отверстия снимается фаска 1-2 мм (1,5…3мм) под углом 45°.

Основные модели российских рельсосверлильных станков, конструкция и принцип работы

Для сверления отверстий в шейках незакалённых рельсов применяется компактный рельсосверлильный станок РСС-К, который крепится к подошве рельса. Для крепления станка на рельсах используются шаблоны, соответствующие типу рельса.

Это позволяет сверлить отверстия в шейке рельса точно по требованиям ГОСТа, предотвращая отбраковку рельсов. Современные рельсосверлильные станки, которые производит наш завод, легкие, мобильные, и оснащены энергоэффективными двигателями. Они сверлят рельсы быстрее и эффективнее устаревших моделей.

Отверстия производят  кольцевыми фрезами с твердосплавными пластинами диаметром до 36 мм под стыковые болты и рельсовые соединители в термоупрочненных (В, Т1, Т2) и нетермоупрочненных (Н) рельсах типов Р50, Р65 и Р75 по ГОСТ Р 51685-2000 при текущем содержании и ремонте железнодорожного пути и трамвайных рельсов типа РТ62 по ГОСТ Р 55941-2014.

Сверло вставляется в инструментальный конус, при работе перемещается вручную за счёт винтового механизма с ограничителем подачи — трещоточным ключом. Сверление производится корончатыми сверлами с хвостовиком типа Weldon 19 или спиральными сверлами, устанавливаемыми в станок при помощи специального переходника.

В комплект станка входит бак для охлаждающей жидкости. Подача жидкости производится под давлением 0,02 МПа, создаваемым вручную путем закачки воздуха внутрь бака.

Охлаждающая жидкость (СОЖ) подаётся в зону сверления самотёком из бачка, которым оснащается станок.

Для сверления отверстий в закалённых и легированных рельсах применяются тяжёлые рельсосверлильные станки РСС с ДВС или электрическим приводом РСС-Э мощностью 1,7 кВт. Эти станки имеют мощную раму, подающий механизм с автоматической подачей и со встроенной системой отвода шпинделя при поломке инструмента, мотор-редуктор (а также двухскоростную коробку скоростей с приводом). Применяемый инструмент — сверла с креплением винтами (с механическим) сменных многогранных твёрдосплавных пластин, сверла с твердосплавной напайной пластиной, стандартные сверла из быстрорежущей стали, фаскосъемник, раскатник.

Каким сверлом лучше сверлить рельс? Применяемые сверла

При сверлильных работах с различными рельсами Р50, Р65, Р75 применяются корончатые, спиральные сверла (маркировка RS) или сверла со сменными пластинами.

Корончатые сверла представляют собой полый цилиндр с заостренной режущей кромкой. Применяются при сверлении отверстий в рельсах диаметром до 36 мм. Требуют обязательного охлаждения при работе, что позволяет избежать деформации и продлить срок службы сверла. Сверлить следует строго на рекомендованной скорости для конкретного сверла. Само сверло должно быть заточенным и не иметь видимых механических повреждений. Операцию сверления рельса корончатым сверлом надо производить за один проход без дополнительной заточки режущих кромок.

Спиральные свёрла представляют собой цилиндры с двумя винтовыми канавками. В торцевой части сверла располагаются заостренные кромки, которые и отвечают за сверление шейки рельса. Максимальный диаметр спиральных свёрл для рельса – 27,5 мм. Закрепление в сверлильном станке также осуществляется через специальный хвостовик. В сверлах большого размера присутствуют канавки для подачи СОЖ (смазочно-охлаждающая жидкость).

Свёрла со сменными пластинами из твёрдых сплавов отличаются высокой износостойкостью. Применение такого инструмента позволяет оперативно восстанавливать работоспособность инструмента в полевых условиях. Требуют обильного охлаждения во время процесса сверления рельса, в конструкции свёрла предусмотрены специальные отверстия и каналы для подачи смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ).

Как продлить срок службы сверла по рельсу?

Чтобы избежать преждевременного износа сверла при работе с рельсами, следует выполнять следующие рекомендации:

  • Не допускать избыточного усилия на ручке при подаче
  • Не работать на компактном станке РСС-К без СОЖ
  • Перед работой проверять крепление сверла, не допускать работу при появлении люфта